17 дек. 2012 г.

Индивидуальная карта психолого-педагогического обследования учащихся младших классов (программа вспомогательной школы)

1. Ф. И. О. учащегося       -----------------------------------------------------------------------------------
Год рождения  ----------------------------------
Учреждение образования  --------------------------------------------------------------------------------
Класс_________________
Сведения о родителях:         
Мать - -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Отец - ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.Общее заключение  -------------------------------------------------------------------------------------------
3. Познавательная сфера
Уровень развития
Мышление
Внимание
Память
Выше среднего







Средний







Ниже среднего





Низкий









Н. г.
К. г.
Н. г.
К. г.
Н. г.                                 К. г.


     Зрительная и   слуховая  


Используемые методики:
  • Методика Джекобсона по определению способности к запоминанию.  ( И. № 4, ст. 23.)
   Содержание: ребенку  называются цифры, он их должен запомнить, а потом в том же порядке их повторить. Вначале называется 3 цифры, после повторения учеником называется 4 цифры и т. д.   …Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки из 1-го столбца, задание по ней повторяется из 2-го столбца.
2, 7, 4                                                                                 4, 7, 1
9, 6, 1, 8                                                                              3, 0, 6, 2
4, 7, 2, 5, 9                                                                          1, 4, 9, 6, 0
6, 0, 7, 5, 9, 2                                                                      3, 8, 1, 5, 7,2
1, 7, 4, 2,8, 3, 9                                                                   9, 0, 3, 8,5,2, 7
  Оценка: - строка из 7 знаков- в  10б . (отлично),
строка из 6 знаков- в  . (очень хорошо),
строка из 5 знаков- в  . (хорошо),
строка из 4 знаков- в  . (удовлетворительно),
строка из 3 знаков- в  . (неудовлетворительно),
  Итоги: н. г.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
к.г.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  • Методика по определению мыслительных способностей. (И.№ 4, ст. 17.)
  Содержание: предлагается 10 комплектов по 5 рисунков:
1)     4 рисунка- животные, 1 рисунок- дерево;
2)     4- мебель, 1- транспорт;
3)     4- игры, 1- труд;
4)     4- транспорт, 1- дерево;
5)     4-собачки, 1- кошка;
6)     4- круги с одним сегментом, 1- с двумя сегментами;
7)     4- квадраты с двумя диагоналями, 1- квадрат с одной диагональю;
8)     4- по 3 красные фигуры, 1- квадрат с одной диагональю;
9)     4- по 3 большие фигуры, 1- 3 маленькие фигуры;
10)    4- по 2 треугольника, 1- 2 квадрата.         Смотреть приложение № 1.
          Ребенку предлагается посмотреть внимательно на каждые 5 картинок и найти тот рисунок,  которого там не должно быть, который не подходит к остальным.       
Оценка: 10б за выполненное задание, за каждое невыполненное задание снимается 1б.
   Итоги: н. г.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
к.г.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  • Методика по определению и концентрации  и распределения внимания.(И. №4, ст. 23.)
  Содержание: Ребенку предлагается квадрат 10 х 10 клеток. В эти 100 клеток в произвольном порядке разместить по 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.
  При определении концентрации внимания ребенок должен поставить на заданной фигурке  крестик, а при определении переключаемости внимания – на одну фигурку поставить крестик, а на другую- черточку.
Оценка: 10б за полноту выполненного задания, за каждую ошибку снимается 0,5б.
   Итоги: н. г.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
к. г.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Речевое развитие.
Методика обследования речи детей (См. И. №4, ст.27)
А) обследование состояния звукопроизношения
1. Ученику предлагается назвать предметы, изображенные на картинках, в названии которых исследуемый звук находится в начале, середине, конце слова.
                                                                                                       

б
п
д
х
к
с
з
ж
ш
щ
ц
ч
г
л
р
Н.г.















К. г.















 
 Итоги: н. г.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
к.г.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 Б) Обследование фонематического слуха
  1. Опознание морфем
 * Подними руку, если услышишь гласный звук у среди гласных- а, у, ы, о, уа, ыо.
 * Хлопни в ладоши , если услышишь звук м среди звуков : п, к, м, н,п, т, м, р.
2. Повторение за учителем слогового ряда со звонкими и глухими звуками: са-за, за-са, са-за-са, ба-па, па-ба, ба-па-ба, са-ша, ша-са,ша-са-ша, са-за-ца, ша-ча-ша, ра-ла-ла, ра-ла-ра.
3. Выделение звука в слогах. ( подними руку, если услышишь слог  со звуко с( ла, ка, ша, со, ны , а, жу, сы, га, си).
4. Выделение звука в слове. (Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком р. Лужа, рука, живот, дыра, молоток,  жук, кровать, ножницы.)
5. Подбор слов с заданным звуком. (Вспомни слова со звуком з.)
6. Различение звуков в словах-паронимах.( назови картинки и скажи, чем отличаются названия:  Бочка- почка, точка- дочка, уточка, удочка, коза- коса).
7. Определение места звука: в начале, конце, середине слова.( Где находится звук ч  в словах : чайник, мяч, ручка).
Итоги: н. г.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 
к.г.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В) Обследование навыков звукового анализа слова
  1. Определить количество звуков в словах: ус, мак, лужа, ромашка.
  2. Выделить последователь каждый звук в словах: дом, зонт, крыша, самолёт, танкист.
  3. Назвать первый ударный гласный звук в словах: Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша.
  4. Определить последний согласный звук в словах: ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол.
  5. Выделить согласный звук в начале слова: сон, шуба, магазин, щука, чай.
  6. Назвать ударный согласный звук в конце слова: рука, грибы, ведро, мячи.
  7. Закончить слово: бара_, пету_, самоле_.
  8. Определить, какими звуками отличаются слова: Оля- Коля, крыша- крыса, трава- дрова.
Итоги: н. г.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
к.г----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 Г)  Обследование активного словаря
  1. Назвать слова, обозначающие бытовые предметы, изображенные на картинках. (Смотреть приложение № 2).
  2. Самостоятельно дополнить данный тематический ряд слов: корова, собака, коза…
  3. Назвать предмет по его описанию. («Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги»; «Кто косой, слабый, трусливый.»; «Что светит, сияет, греет»…)
  4. Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя.
  5. Подобрать обобщающее слово : стол - мебель, а чашка - что? Сапоги - обувь, а шуба - что? Комар - насекомое, а  карась - кто?
     Назвать обобщающим словом группу предметов (предъявляются специально подобранные  картинки, например, пальто, платье, шуба, рубашка.).- Смотреть приложение № 3.
  1. Назвать признаки предметов: небо какое, ёлка какая лимон какой…
- морковь сладкая, а редька какая?
- ручей узкий, а река какая?
- трава низкая, а дерево какое?
7.Назвать действия людей и животных:
- Повар что делает?
- А почтальон, сапожник, учитель…
- Кто как передвигается: воробей летает, а лягушка, змея…
- Кто как подаёт голос? (петух кукарекает, а ворона, воробей, сорока …).
8.Назвать действия по картинкам (входит, заходит, переходит, выходит…). - Смотреть приложение № 4.
9. Назвать времена года, их последовательности и признаки.
10.  Подобрать слова, противоположные по значению (большой - маленький) холодный, чистый, твердый, мокрый.
11. Подобрать синонимы к словам: высокий, радость, врач, тайна, громкий…
 Итоги: н. г.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
к.г.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Д) Исследование грамматического строя речи
  1. Составление предложений по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок (задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями).-  Смотреть приложение № 5.
  2. Составление предложений по опорным словам (например, дети, лес, корзина, земляника, цветы, спелая ,сладкая.).
  3. Составление предложений из слов, расположенных в беспорядке (лыжах, кататься, на, Саша).
  4. Подбор недостающего предлога в предложении (Книга лежит … столе).
  5. Пересказ текста (знакомого, незнакомого) после прослушивания.- Смотреть приложение № 6.
  6. Составление рассказа исходя из собственного опыта ( о любимой игрушке, книге, о животном, о празднике…).
  7. Исследование словоизменения:
а) употребление имен существительных в ед. и мн. ч. В разных падежах ( предъявляются сюжетные картинки и задаются вопросы : чем покрыт стол? Чем режут хлеб? Кого кормит девочка? Зачем дети ходили в лес?); - Смотреть приложение № 7.
б)  образование формы Р. п. мн. ч. имен существительных  ( «Я буду говорить про один предмет, а  ты – про много ; называются слова: коса, глаз, стул, отряд, лоб, ухо, рот, дерево, билет, перо, окно, рукав, воробей, болото, лев, хлеб, сторож, завод);
в)  употребление предлогов («Где лежат карандаши?»- в коробке; «А теперь?»- в коробке; «Откуда я взяла карандаши?»- из коробки; «Откуда упал карандаш?»- со стола; «Откуда я достаю карандаши?»- из-под коробки, из-за коробки.)
г)  согласование имён прилагательных и числительных с существительными( предлагается производить пересчет  предметов, каждый раз называя числительное, прилагательное и существительное ( две красные палочки, пять синих карандашей, три зеленых яблока).
8. Исследование словообразования:
А) образование имен прилагательных от существительных (Из чего сделан стул? Значит, он какой?). Предлагаются слова: снег, бумага, стекло, дерево, мех, шерсть, пух.
Б)  образование сложных слов ( из двух слов образовать одно: камень, дробить - камнедробилка; сено, косить - сенокосилка; землю черпать – землечерпалка.)
Итоги: н. г.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
к.г.-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.     Учебная мотивация
 Предлагается анкета с вариантами ответов. ( См. приложение №    8).


                       Характер мотивационной направленности на учение
Высокий уровень школьной мотивации
Хорошая школьная мотивация
Положительное отношение к школе
Низкая школьная мотивация
Негативное отношение к школе
Н. г.





К. г.





Оценка:  25-30 баллов: ( Максимально высокий уровень)- высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Дети отличаются высокими познавательными мотивами, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, огорчаются, если не получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
     20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.
     15-19 баллов - положительное отношение к школе, школа привлекает больше внеучебными сторонами. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, куда, однако, чаще приходят, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы сформированы у них в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
      10-14 баллов низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебе. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
      Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не  справляются  с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими  как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Маленькие дети часто плачут, просятся домой. В других случаях могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Итоги: н. г.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
к.г.-------------------------------------------------------------------------------------------------------
6. Эмоциональное  самочувствие

                                       Жизненно важные зоны
школа
урок
учителя
перемена
класс
улица
семья
друзья
Н.г.








К. г.








( заполняется цветосимволами)


                       Отношение к учителям (имя, отчество учителя)








Н.г.







К.г.







Ключ:
- Красный- отношусь очень хорошо,
- Зеленый-  отношусь нормально,
- Синий- пренебрегаю.
Итоги: н. г.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
к.г.--------------------------------------------------------------------------------------------------------
7.     Положение в классе

                                                    Статус
звезда
предпочитаемый
принятый
изолированный
отвергаемый
Н.г.





К.г.





Социометрическая методика Р. Желя
Содержание: Проводится со всем классом. Детям задаются вопросы:- «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? А с кем бы не хотел?»
 Оценка:  звёзды ( получившие наибольшее количество выборов), предпочитаемые (2-3 выбора), принятые (1 выбор), изолированные (не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов), отвергаемые (получившие преобладающее количество отрицательных выборов).
         Итоги: н. г.----------------------------------------------------------------------------------------------------------
          -------------------------------------------------------------------------------------------------------
к.г.--------------------------------------------------------------------------------------------------------
8.     Особенности моторики
А) Упражнения на развитие и совершенствование статистической координации движений:
  • «Зайчик»- вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и  мизинца соединить с кончиком большого пальца. Упражнение повторять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими.
  • «Деревья»- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).
  • «Стол»- правую руку сжать в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую руку.
  • «Гнездо»- пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
  • «Коза»- вытянуть указательный палец и мизинец , остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.
Б)  Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений:
  • «Пальчики здороваются»- кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.
  • «Оса»- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.
  • «Человечек»- указательный и средний пальцы бегают по столу.
  • «Птички летят»- пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз»- птички летят, машут крыльями.
  • «Весёлые маляры»- движение «кистью» влево-вправо, вверх-вниз.
В)  Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость:
  • «Ладонь-кулак»- кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.
  • «Ладонь-кулак-ребро»- кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.
  • «Оса-кольцо», «Зайчик-кольцо»-переходы из одной статистической  позы в другую.
  • «Отстукивание»- карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого даёт учитель.
  • «Азбука Морзе»- образец даётся на доске из черточек (/) и точек (.), где //- «медленные» (с паузой), ..- быстрые постукивания.
Г)  Упражнения с предметами:
  • «Мозаика»-  Выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти, Рисунки могут быть одноцветными, разноцветными.
  • «Работа с бусами»- учитель раскладывает бусины разного размера, формы, цвета. Детям  предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету.
          При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удержать в памяти инструкцию, чередование по цвету, величине, форме.
  • Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции.
Д)    Графические работы
Выполняется в тетрадях, альбомах…
  • обводка контуров (см. прилож. № 9)
  • воспроизведение изображения с помощью опорных точек (см. прилож. № 10)
  • штриховка в разных направлениях (см. прилож. № 11)
  • дорисовывание недостающих деталей  (см. прилож. № 12)
  • раскрашивание картинок (см. прилож. № 13)
  • соединение точек, нарисованных на листе бумаги (см. прилож. № 14).
      Е) Игры на развитие тонкой моторики и координации движений.
  • «Трудные виражи»- для игры нужно нарисовать дорожки разной формы, в одном конце, например, машина, а в другом - дом.. Предлагается провести машину по трудному, непростому пути  домой (карандашом, не отрывая руки от бумаги) ,( см. прилож. № 15).
  • « Съедобное - несъедобное»- игра с мячом.
  • «Зеркало»- ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» все движения взрослого.
  • «Тир»- попадание в цель мячом, кольцами, стрелами.
  • Работа с конструктором, лепка, выкладывание мозаики, вырезание из бумаги.
 Итоги: н.г.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
к.г.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10.  Особенности поведения

 Уравновешенный
Возбудимый
Заторможенный
Н.г.



К.г.



Характеристику  данных типов детей смотреть в приложении № 16.
Итоги: н.г.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
к.г.------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 Заключение учителя-дефектолога:
 (н.г.)------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(к.г.)------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ -------------------
         Учитель-дефектолог:  ________________
        Дата заполнения:---------------------------
       Дата заполнения:---------------------------


                                Приложение № 8
                          Анкета «Учебная мотивация»
1. Тебе нравится в школе или не очень?
  - не очень,
  -  нравится,
  -  не нравится.
2.        Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  -  чаще хочется остаться дома,
  -  бывает по разному,
  -  иду с радостью.
3 . Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты бы пошел в школу или остался дома?
  -  не знаю,
  -  остался бы дома,
  -  пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-либо уроки?
  -  не нравится,
  -  бывает по-разному,
  -  нравится .
5.        Ты хотел бы ,чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  -  хотел бы,
  -  не хотел бы,
  -  не знаю.
6.        Ты хотел бы , чтобы  в школе остались одни перемены?
  -  не знаю,
   -  не хотел бы,
 -  хотел бы.
7.        Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  -  часто,
  -  редко,
  -  не рассказываю.
8.        Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  -  точно не знаю,
  -  хотел бы,
  -  не хотел бы.
9.        У тебя в классе много друзей
   -  мало,
  -  много,
  -  нет друзей.
10 . Тебе нравятся твои одноклассники?
  -  нравится,
  -  не очень,
  -  не нравится.
КЛЮЧ:

                                           Оценка за ответ
        Вопрос
              1-й
                  2-й
                  3-й
1-й
1
3
0
2-й
0
1
3
3-й
1
0
3
4-й
3
1
0
5-й
0
3
1
6-й
1
3
0
7-й
3
1
0
8-й
1
0
3
9-й
1
3
0
10-й
3
1
0
                                                                                                                   Приложение № 16
   К первой группе относятся дети, поведение которых относительно спокойно, уравновешенно. Они достаточно активны, у них не обнаруживается больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, в поведении. Внутри этой группы можно выделить две подгруппы:  часть детей наиболее активна, исполнительна, ответственно относится к своим обязанностям, проявляет некоторую инициативность. Они пользуются уважением товарищей, могут организовывать одноклассников. Другая часть - менее активные учащиеся, но они от общественных поручений не отказываются. В детском коллективе они не могут выполнять функции организаторов и не стремятся к этому. Круг их общения мал.
     В процессе воспитания данной группы детей наиболее эффективны методы воздействия - убеждение, беседы, порицание. Не следует часто использовать похвалу для этой категории, что может формировать завышенную самооценку.
 Дети второй группы обычно вялы, заторможены, не общительны, не уверены в себе, не исполнительны.  Среди этих детей  встречаются эмоционально обделенные, равнодушные к окружающему миру; они слабо реагируют на замечания педагога, товарищей. Не хотят принимать участия в общественных делах, но от выполнения задания, как правило, не отказываются.
   Часть детей отличается неадекватными эмоциональными реакциями. Очень обидчивы, плачут по малейшему поводу, болезненно переживают свои неудачи, уединяются, замыкаются в себе. В работе с ними педагогу необходимо развивать общественную активность, и потребность в общении, помочь преодолеть безразличное отношение к товарищам, к делам коллектива, развивать интерес к поручаемым заданиям, воспитывать адекватные эмоциональные  реакции, уверенность в своих силах.
    Эти дети постоянно нуждаются в дополнительной стимуляции более частых вызовах к доске и обращениях к ним, индивидуальных заданиях, связанных с необходимостью обращаться к одноклассникам, вовлечение в игры, постоянном одобрении и эмоциональной оценке их успехов, хотя бы и не очень больших, посильных заданиях с учетом интересов и склонностей ребенка.
    Третью группу составляют легковозбудимые дети. В их поведении преобладают повышенная аффективность, расторможенность, психическая неустойчивость.
   Основные мотивы поведенческих реакций - получение удовольствия или подражание, неспособность противостоять внешнему влиянию: они легко и бездумно поддаются любому совету, примеру, образцу, призыву; быстро оказываются в подчинении у лидеров с более сильным характером, отличаются более повышенной энергетикой; физически  неутомимы, двигательно активны ,назойливы и болтливы.
У детей со стойкой аффективной возбудимостью необходимо выработать определенный охранительный режим, предпологающий медикоментозную терапию и целенаправленное воспитание; активно формировать навыки самоконтроля, саморегуляции. В работе  с ними наиболее эффективны не прямые задания-требования, а косвенные: требование-одобрение, требование-просьба и др., они нуждаются в постоянном поощрениии, что укрепляет их.