23 нояб. 2015 г.

Методические рекомендации к обследованию письма у учащихся 2-4 классов

Обследование письма
Учащимся второго класса предлагают написать под диктовку буквы и слоги, для списывания предлагают слова. Учащимся третьего и четвертого классов предлагают написать под диктовку буквы, слоги, слова, словосочетания и текст (подбирается учителем самостоятельно в соответствии с программными требованиями).
 Обследование письменноречевой деятельности
     Изучение действий на уровне лексемы (для учащихся 3-х и 4-х классов). 
Наиболее необходимыми действиями на уровне слова в рамках письменной речи являются операции отработки и замены лексемы. При этом используются задания на подбор синонимов.
В качестве материала для исследования учащимся предлагают карточки со следующими заданиями:
1.     На скамейке развалился пушистый кот. (Сидел, лежал, посидел.)
2.     Мальчик удит рыбу. (Увидит, ходит, ловит.)
3.     Пестрый ковер укрыл поля и луга. (Уткнул, застелил, замыл.)
Инструкция: Прочитай предложения. Выбери слово, которым можно заменить выделенное слово так, чтобы смысл предложения не изменился. Запиши новое предложение.
Для учащихся белорусскоязычных школ предлагаются задания на белорусском языке:
1.     На лаўцы разваліўся пушысты кот. (Сядзеў, ляжаў, пасядзеў.)
2.      Хлопчык вудзіць рыбу (Убачыць, водзіць, ловіць.)
3.      Стракаты дыван упрыгожыў палі і лугі. (Уткнуў, заслаў, запакаваў.)

Для оценки состояния графомоторных программ используется методика «Графический диктант». Материал для обследования состоит из 4-х диктантов. Дети выполняют задание на листках в клетку с заранее отмеченной точкой – началом диктанта.
Инструкция: Рисуем 1-й узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Рисуйте линию, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, затем одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, затем одна клетка направо, одна клетка вверх. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами. Аналогично даются инструкции для диктантов 2, 3 и 4.
На самостоятельное выполнение каждого узора дается 1,5 – 2 минуты. Общее время выполнения заданий около 15 минут.

Продуктивность проверочного чтения (для учащихся 3-х и 4-х классов)
В соответствии с результатами написания слов, фраз и текста осуществляется последующий контроль за письменноречевой деятельностью, позволяющей выявить ошибки, не замечаемые в процессе письма, а именно показатель продуктивности проверочного чтения. С этой целью после написания диктанта учащимся необходимо дать следующее задание: «Проверьте свою работу; если найдете ошибки, исправьте их карандашом». Расчет продуктивности проверочного чтения производится по формуле:
 Рпч = (число самостоятельно исправленных ошибок/число допущенных ошибок)*100%

Методика «Запомни пару» позволяет выявить уровень развития словесно-логической памяти. Учащимся зачитывается 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парами – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются слова левой половины ряда (с интервалом в 10 секунд). Учащиеся записывают запомнившиеся слова правой половины:
кукла – играть;                                    
курица – яйцо;
ножницы – резать;
лошадь – сани;
книга – учитель;
бабочка – муха;
щётка – зубы;
снег – зима;
машина - дорога;
корова – молоко.

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации — по количеству сделанных ошибок. Норма объема внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.
Время работы — 5 минут.
Инструкция: На бланке с буквами зачеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно.


Пример: Е К Р Н С O А Р Н Е С В А Р К В Р Е

Стимульный материал
АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТА ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗОС
КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПКШУ ВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБОТВЕИСМВ НСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧЛЮНРАВНЩ РВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХРЕЛЮРСРКИ
ЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕОЛДТЕ ОСКВНЕРАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОЕОНАЫБ ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫЦНЕПВМИТБЕЗ СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТАШПБСК КОСНАКСАЕВИЛКЫЧБЩЖОЛКПМСЧЕГШКАР ОВКРЕНРЕСОЛТИНОПСОЫОДЮИОЗПСЧЯИЕ
АСКРАСКОВРАКВСИНЕАТБОАЦВКРНАИОТ НАОСКОЕВОЛЦКЕНШЗДРНСВЫКИСТНБЮНВ ВНЕОСЕКРАВТЦКЕВЛШПТВСБДВНЩЗЭВИС
СЕВНРКСТБЕРЗШДСЧИСЕАПРУСЯЫПСМТН

ЕРМПАВЕГЛИПСЧТЕВАРБМУЦЕВСАМЕИНЕ