24 нояб. 2015 г.

Методические рекомендации к обследованию письма у учащихся 5-6 классов


Обследование письма
Учащимся предлагают написать под диктовку слоги, слова, словосочетания, текст (подбирается учителем самостоятельно в соответствии с программными требованиями) и рассказ по серии из 5-6 картин.

Обследование письменноречевой деятельности

Изучение действий на уровне лексемы. Наиболее необходимыми действиями на уровне слова в рамках письменной речи являются операции отработки и замены лексемы. При этом используются задания на подбор синонимов.
В качестве материала для исследования учащимся предлагают карточки со следующими заданиями:
1.     На скамейке развалился пушистый кот. (Сидел, лежал, посидел.)
2.     Мальчик удит рыбу. (Увидит, ходит, ловит.)
3.     Пестрый ковер укрыл поля и луга. (Уткнул, застелил, замыл.)
Инструкция: Прочитай предложения. Выбери слово, которым можно заменить выделенное слово так, чтобы смысл предложения не изменился. Запиши новое предложение.

Методика "Домик" позволяет выявить умение ориентировать­ся на образец, точно скопировать его; степень развития про­извольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
Инструкция: Педагог предъявляет ребенку рисунок с изображением дома и предлагает как можно точнее срисовать его на отдельном листе бумаги. После окончания работы предлагает проверить, все ли верно. Ребенок может исправить, если заметит неточности.
Ошибками являются:
а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;
б) замена одного элемента другим;
в) отсутствие элемента;
г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
д) сильный перекос рисунка.

Продуктивность проверочного чтения. В соответствии с результатами написания текста и самостоятельного рассказа по серии картин осуществляется последующий контроль за письменноречевой деятельностью, позволяющей выявить ошибки, не замечаемые в процессе письма, а именно показатель продуктивности проверочного чтения. С этой целью после написания диктанта учащимся необходимо дать следующее задание: «Проверьте свою работу; если найдете ошибки, исправьте их карандашом». Расчет продуктивности проверочного чтения производится по формуле:
 Рпч = (число самостоятельно исправленных ошибок/число допущенных ошибок)*100%

Методика «Запомни пару» позволяет выявить уровень развития механической памяти. Учащимся зачитывается 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парами – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются слова левой половины ряда (с интервалом в 10 секунд). Учащиеся записывают запомнившиеся слова правой половины:
Жук – кресло;
Компас – клей;
Колокольчик – стрела;
Синица – сестра;
Лейка – трамвай;
Ботинки – самовар;
Синичка – графин;
Шляпа – пчела;
Рыба – пожар;
Пила - яичница.

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации — по количеству сделанных ошибок. Норма объема внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.
Время работы — 5 минут.
Инструкция: Ваша задача заключается в том, чтобы, на бланке с буквами, просматривая ряды слева направо, вычеркивать такие же буквы, как в примере. Работать надо быстро и точно.



Пример: Е К Р Н С O А К Р Н Е С В А Р К В Р Е

Стимульный материал
АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТА ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗОС
КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПКШУ ВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБОТВЕИСМВ НСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧЛЮНРАВНЩ РВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХРЕЛЮРСРКИ
ЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕОЛДТЕ ОСКВНЕРАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОЕОНАЫБ ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫЦНЕПВМИТБЕЗ СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТАШПБСК КОСНАКСАЕВИЛКЫЧБЩЖОЛКПМСЧЕГШКАР ОВКРЕНРЕСОЛТИНОПСОЫОДЮИОЗПСЧЯИЕ
АСКРАСКОВРАКВСИНЕАТБОАЦВКРНАИОТ НАОСКОЕВОЛЦКЕНШЗДРНСВЫКИСТНБЮНВ ВНЕОСЕКРАВТЦКЕВЛШПТВСБДВНЩЗЭВИС
СЕВНРКСТБЕРЗШДСЧИСЕАПРУСЯЫПСМТН

ЕРМПАВЕГЛИПСЧТЕВАРБМУЦЕВСАМЕИНЕ