14 дек. 2015 г.

Памятка к обследованию  письменной речи учащихся 1-3 классов

1. Исследование навыков языкового анализа
Инструкция: отвечай на мои вопросы …
Оценка
3 балла — правильный ответ;
2 самокоррекция;
1 правильный ответ после стимулирующей помощи («не­верно, подумай еще»);
0 неправильный ответ после стимулирующей помощи.
Можно отдельно проанализировать результаты выполне­ния первых пяти проб, позволяющих судить о сформирован­ное™ языкового анализа, и последних пяти проб, проверяю­щих звуковой анализ.
Максимальный балл за серию — 30.


2. Исследование навыков письма
Для 1 класса
Инструкция: напиши, пожалуйста …
Письмо оценивается в целом, а не каждая проба в отдель­ности, как в других заданиях.
Оценка
45 баллов — не более 1 ошибки в написании или незнание одной буквы;
30 незнание 2-3 букв или их неточное написание;
15 не более 4 ошибок дисграфического характера (зер­кальность, смешение букв по фонетическому или артикуля­ционному сходству) или до 5 иных ошибок;
0 — более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навыков письма.

Для 2 класса
Инструкция: я буду диктовать, а ты пиши.
Оценка
45 баллов — не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 — допускаются до 5 погрешностей недисграфического характера и/или 1-2 дисграфического;
15 — до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и/ или не более 5 дисграфических;
0 — множественные дисграфические и орфографические ошибки.

Для 3 класса
Оценка
45 баллов — не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 — допускаются до 3 погрешностей не дисграфического характера;
15 — до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дис­графических;
0 — множественные дисграфические и орфографические ошибки.
Полезно проанализировать качество дисграфических оши­бок.
Особо следует обращать внимание на пропуски и замены гласных под ударением. Такие ошибки вместе с низким каче­ством письма по зрительно-пространственным параметрам могут свидетельствовать о недостаточной сформированности функций правого полушария.
Максимальный балл за письмо равен 45.

3. Исследование навыков чтения
Первоклассникам предлагается прочесть слова.
Учащимся второго и третьего классов дается для чтения текст «Как я ловил раков». В конце каждой строки указано количество прочитанных на данный момент слов.
Для выяснения степени понимания смысла прочитанного следует задать ребенку 2-3 вопроса или попросить пересказать то, что он успел прочесть.
Оценка производится по трем критериям
1-й класс (начало обучения)
Критерий скорости чтения
15 баллов — высокая скорость чтения, соответствующая 15 и более словам в минуту;
10 — средняя скорость чтения, от 8 до 14 слов в минуту; 5 — низкая скорость чтения, 7 и менее слов в минуту;
0 — отсутствие навыка чтения.
Критерий способа чтения
15 баллов — чтение целыми словами;
10 — послоговое чтение;
5 — побуквенное чтение;
0 — отсутствие навыка чтения.
Критерий правильности чтения
15 баллов — допущено не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 — не более 6 ошибок на уровне слова или слога; 5 — до 10 ошибок на уровне слова, слога и буквы;
0— множественные ошибки на уровне слога и буквы, от­сутствие навыка чтения.

2-й класс
Критерий скорости чтения
15 баллов — высокая скорость чтения, от 60 слов в мину­ту и выше;
10 — средняя скорость чтения, от 45 до 59 слов в минуту; 5 — низкая скорость чтения, от 30 до 44 слов;
0 — очень низкая скорость чтения, 29 и менее слов в ми­нуту.
Критерий правильности чтения
15 баллов — не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 — не более 6 ошибок на уровне слова, большая часть исправлена самостоятельно;
5 — до 6 ошибок на уровне слова и слога, без самокоррек­ции;
0 — множественные ошибки на разных уровнях.
Критерий понимания смысла прочитанного
15 баллов — полное понимание смысла прочитанного;
10 — неполное понимание;
5 — фрагментарность или незначительное изменение смыс­ла ситуации;
0 — отсутствие понимания прочитанного или грубое иска­жение смысла.

3-й класс
Критерий скорости чтения
15 баллов — высокая скорость чтения, 90 и выше слов в минуту;
10 — средняя скорость чтения, от 70 до 89 слов в минуту; 5 — низкая скорость чтения, 50-69 слов в минуту;
0 — очень низкая скорость чтения, 49 и менее слов ми­нуту.
Критерий правильности чтения
15 баллов — не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 — до 5 ошибок, частично с самокоррекцией;
5 — до 6 ошибок без коррекции;
О — множественные ошибки.
Критерий понимания смысла прочитанного
15 баллов — полное понимание смысла прочитанного;
10 — неполное понимание;
5 — фрагментарность или незначительное изменение смыс­ла ситуации;
О — отсутствие понимания прочитанного или грубое иска­жение смысла.

Балл за чтение складывается из суммы оценок по каждо­му критерию. Максимальная оценка соответствует 45 баллам.

Максимальный балл за все задания, проверяющие состо­яние письменной речи, равен 120.