18 сент. 2016 г.

ПАМЯТКА
по заполнению речевой карты
ребенка дошкольного возраста с ОНР от 4 до 6 лет
Особенности артикуляционного аппарата
ЗубыN, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда.
ПрикусN, открытый передний, боковой.
Подъязычная уздечкаN, короткая, короткая но эластичная.

Артикуляционная моторика
Оценка.
5 – правильное выполнение с точным соотнесением всех характеристик движения.
4 – все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны.
3 – замедленное и напряженное выполнение.
2 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы.
1 – невыполнение.


Звукопроизношение
N (в пределах возрастной нормы), фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения).
Оценка
5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях.
4 – один-два звука правильно произносятся изолированно и отраженно. Но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы).
3 – нарушено произношение трех-пяти звуков.
2 – в любой позиции искажаются или заменяются 6-9 звуков.
1 – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются от 10 звуков.

Дифференциация
N (не нарушена), не грубые ошибки дифференциации слогов, дифференциация нарушена.
Оценка
5 – все задания выполнены верно.
4 – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.
2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение.
1 – невыполнение.

Фонематический слух
N (сохранный), развит недостаточно, нарушен.
Оценка
5 – все задания выполнены верно.
4 – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.
2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение.
1 – невыполнение.

Лексика
N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, беден, резко ограничен.
Оценка
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
3 – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).
2 – большинство заданий не выполняются.
1 – невыполнение.

Слоговая структура слова
N (не нарушена), не грубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена.
Оценка
5 -  правильное  и точное воспроизведение в темпе предъявления.
4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки.
3 – замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.
2 – искажение слоговой структуры слов.
1 – невоспроизведение.

Языковой анализ и синтез
N (сформированы), сформированы недостаточно, не сформированы.
Оценка
5 – все задания выполнены верно с первой попытки.
4 – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 – задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.
2 – большая часть задания недоступна.
1 – неверные ответы, отказ от выполнения.

Грамматический строй речи
N (сформирован), сформирован недостаточно, не сформирован.
Предложно-падежные конструкции. 4 года: Где стоит ваза? (На столе.) Где висит платье? (В шкафу.) Где летает бабочка? (Над цветком.) Где лежит мячик? (Под столом.) 5 лет: Где сидят дети? (За столом.) Где сидит кот? (Перед домом.) Где растет елка? (Около дома.)
Оценка
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
3 – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).
2 – большинство заданий не выполняются.
1 – невыполнение.
  
Словообразование
N (сформированы, соответствуют возрастной норме), в стадии формирования, не сформированы.
Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи.

Связна речь
N (соответствует возрастной норме), нуждается в незначительной помощи со стороны педагога, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, составить связный рассказ не может даже вместе с педагогом, не сформирована.
Рассказ по серии картин
 5 – 6 лет – 4 картинки
Оценка
5 – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
4 – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов.
3 – раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена.
2 – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов.
1 – рассказ недоступен.


На каждого ребенка трижды в год составляется  речевой профиль, позволяющий увидеть «западающие» звенья и активизировать работу в данном направлении.
Заполнив таблицу, можно провести мониторинг коррекционной логопедической работы в конце учебного года в каждой группе, путем определения среднего балла по каждой речевой функции.
Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей  логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные  пути  коррекции речевой патологии.