18 сент. 2016 г.

ПАМЯТКА
по заполнению речевой карты
ребенка с ОНР в возрасте от 6 до 7 лет

Особенности артикуляционного аппарата
ЗубыN, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда.
ПрикусN, открытый передний, боковой.
Подъязычная уздечкаN, короткая, короткая но эластичная.

Артикуляционная моторика
Оценка
5 – правильное выполнение с точным соотнесением всех характеристик движения.
4 – все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны.
3 – замедленное и напряженное выполнение.
2 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы.
1 – невыполнение.


Звукопроизношение
N (в пределах возрастной нормы), фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения).
Оценка
5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях.
4 – один-два звука правильно произносятся изолированно и отраженно. Но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы).
3 – нарушено произношение трех-пяти звуков.
2 – в любой позиции искажаются или заменяются 6-9 звуков.
1 – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются от 10 звуков.

Дифференциация
Оценка
5 – все задания выполнены верно.
4 – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.
2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение.
1 – невыполнение.
Фонематический слух
N (сохранный), развит недостаточно, нарушен.
Оценка
5 – все задания выполнены верно.
4 – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.
2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение.
1 – невыполнение.

Слоговая структура слова
N (не нарушена), негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена.
Виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципации (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены).
Оценка
5 -  правильное  и точное воспроизведение в темпе предъявления.
4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки.
3 – замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.
2 – искажение слоговой структуры слов.
1 – невоспроизведение.

 Языковой анализ и синтез
N (сформированы), сформированы недостаточно, не сформированы.
Оценка
5 – все задания выполнены верно с первой попытки.
4 – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 – задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.
2 – большая часть задания недоступна.
1 – неверные ответы, отказ от выполнения.

Лексика
N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, беден, резко ограничен.
Оценка
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
3 – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).
2 – большинство заданий не выполняются.
1 – невыполнение.

Грамматический строй речи
N (сформирован), сформирован недостаточно, не сформирован.
Предложно-падежные конструкции. Где спит собака? (Под крыльцом.) Откуда вылезает кошка? (Из-под кресла.) Откуда выглядывает мальчик? (Из-за дома.)
Согласование прилагательных с существительными в числе, роде и падеже, например: синий шар, синяя борода, синее перо, синие брюки; нет чего? – синего шара, синей вазы и т.д. Аналогично с прилагательными «красный, желтый» или другие цвета.
Оценка: та же, что при исследовании лексики.

Словообразование
N (сформированы, соответствуют возрастной норме), в стадии формирования, не сформированы.
Оценка: та же, что при исследовании лексики.

Связна речь
N (соответствует возрастной норме), нуждается в незначительной помощи со стороны педагога, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, составить связный рассказ не может даже вместе с педагогом, не сформирована.

Пересказ
Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!» «Правда, - отвечал ежик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?» вместо ответа зайчик только вздохнул.
                                                                                    К.Д. Ушинский
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.
- Пора тебе, чиж, петь.
- Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
                                                                                    Л.Н. Толстой
Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко-высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак.
                                                                                     По К.Д. Ушинскому
Оценка
5 – пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.
4 – пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно- стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания.
3 – пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений.
2 – пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов.
1 – пересказ даже по вопросам недоступен.

Рассказ по серии картин (предлагается 6 картинок)
Оценка
5 – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
4 – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов.
3 – раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена.
2 – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов.
1 – рассказ недоступен.


На каждого ребенка трижды в год составляется  речевой профиль, позволяющий увидеть «западающие» звенья и активизировать работу в данном направлении.
Заполнив таблицу, можно провести мониторинг коррекционной логопедической работы в конце учебного года в каждой группе, путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции.
Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей  логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные  пути  коррекции речевой патологии.